"Волшебная ниточка"

30.03.2022

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые

питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше

мастерства в детской руке, тем умней ребенок»

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта: Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители, стараются покупать обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки, тёплые и удобные куртки и кофты на молнии, и не надо долго перебирать пальцами и искать пуговицу и петельку.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т.к. зрительно – моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В. А. Сухомлинский совершенно справедливо утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”. Головной мозг, кончики пальцев рук и артикуляционный аппарат (движение губ, языка и нижней челюсти при речи) связаны между собой теснейшим образом.

Систематические упражнения движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, также стимулирующим влиянием на развитие речи. Поэтому развитие мелкой моторики у ребенка помогает ему быстрее и лучше заговорить. Задача специалистов и родителей: стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, тем самым активизировать речевой центр.

Известны два вида средств стимулирования моторного центра:

традиционные: пальчиковые игры, гимнастика, лепка, конструирование, мозаика и т. д.

нетрадиционные (с использованием нестандартного оборудования) – массажные мячики, коврики, прищепки, счетные палочки и шестигранные карандаши, бусы, пуговицы, эспандеры, выкладывание узоров с помощью крупы, рисование на песке, крупе, манке, шнурки, веревочки и т. д.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта:  Познавательно - творческий; долгосрочный.

Срок реализации: С Января  2022 г. по Март 2022 г.

Цель проекта: Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через художественное творчество: ниткографию, вышивку, шнуровку. Создание условий для успешной подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Образовательная:

-Знакомить с особенностями изобразительного материала, создавать несложные сюжеты и образы;

- Познакомить детей с новым материалом рисования – нитью с её разновидностью,  разными методами ( ниткография, вышивка) и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки», «ломтики»,  «крест», «гладью» и тд. )  использования в работе;

-способствовать умению детей составлять композицию с помощью нитки, подбирать цвета и создавать рисунки с помощью разнообразных по составу нитей (мулине, шерстяных, капроновых, гладких,  ворсистых и т.д.);

- Формирование способности представлять, планировать, анализировать будущий рисунок.

2.Развивающие: 

- развитие мелкой моторики рук;

- подготовка руки к письму;

- развитие зрительно-моторной координации;

-развитие художественно-эстетического восприятия;

- развитие творческого воображения у детей;

- Формирование пластичности, плавности и точности движений.

3.Воспитательные:

-Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;

-Воспитывать трудолюбие, терпение.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

*  постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта;

*  разработка проекта;

*  подбор методической литературы для реализации проекта;

*  составление перспективного плана работы на весь период по реализации  задач проекта;

*  разработка  НОД , развлечений и досугов, картотек, сценариев;

*  создание предметно-развивающей среды в группе;

*  подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, игр, репертуара для мероприятий;

*  беседы, консультации с родителями по теме проекта

Организационный этап

*  Организация познавательно - творческой, практико-ориентированной деятельности, интегративные занятия;

*  организация продуктивной деятельности ; рисование, ниткография , вязание, вышивка;

*  организация игровой и трудовой деятельности;

*  чтение художественной литературы;

*  организация культурно - досуговой деятельности;

*  организация индивидуальной работы;

Заключительный этап

*  анализ результатов проекта;

*  подведение итогов и оформление проекта;

*  выставка детских работ;

*  выводы , оценка результатов.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня развития мелкой моторики руки

2. Увеличение продолжительности времени работы с иголкой;

3. Заинтересованное отношение к результату деятельности;

4. Овладение техникой ниткографии.

5.Овладение детьми навыками сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми:

6. Умение помогать друг другу, обсуждать вопросы, связанные с творческой деятельностью;

7. Овладение разными видами трудовой деятельности.

8. Овладение приёмами работы с разными инструментами.

По реализации проекта разработала перспективный план. Обратите внимание на структуру перспективного плана к проекту, на схеме представлен план работы на период реализации проектной деятельности по следующим разделам:

1.Формы работы

2.Программные задачи

3.Сроки реализации

4.Необходимый материал

Перспективно-тематический план проекта

по художественно- эстетическому развитию

«Волшебная ниточка»

(старшая группа)

 

Неделя

          Тема

                   Цель

Оборудование

                                                              Январь

2

неделя

Составление плана работы по проекту.

Подбор методической литературы и пособий по проекту «Волшебная ниточка 

 
  

    3

неделя

«С миру по нитке...»

Познакомить детей с нитками, рассказать об их назначении.

  Познакомить детей с техникой  рисования «ниткография», рассказать принципы создания изображений в данной технике.

Клубки ниток, нитки в катушках, нитки «мулине»,

Иллюстрации, альбомы, поделки.

Консультация с родителями  «Ручной труд как средство реализации изо деятельности» Хочу такой сайт

Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам развития творческих способностей  по средствам рукоделия.

Заготовки для изготовления кокошников

4 неделя

 

«Ниткография.  Что это?».

  Расширять представления детей о технике ниткография, познакомить с материалами, необходимыми для создания изображений, техникой безопасности во время выполнения работы, учить подбирать цвета нитей в соответствии с цветом фона.

Тонированные листы картонной

бумаги, шерстяные нити черного, серого, красного цвета, ножницы, клей ПВА, кисточки, шпашки.

 

 

 

 

Экскурсия

МБОУ до «Центр детского творчества»

Сформировать трудовые навыки и умения у детей;

Ознакомить с многообразием форм вязания, вышивания и кружковых изделий, а также воспитывать эстетический вкус, быть терпеливыми и наблюдательными в ходе работ.

 

                                                             Февраль

   1

неделя

 

 Вышивка «Сказочный домик »

учить вышивать контурное изображение квадратной и треугольной формы - домик, ориентироваться на плоскости, развивать моторику рук, аккуратность, воспитывать интерес к изобразительным материалам.

Образцы с изображением геометрических  фигур   разных размеров, пряжа красного, жёлтого, зелёного, синего цвета,  ножницы, пяльцы, наперстки, иголки.

   2

неделя

 

«С мамой вместе нитку взяли».

Вовлечь родителей в жизнь группы, формировать творческое мышление в работе с детьми. Помочь родителям организовать совместный досуг с ребенком.

По выбору родителей,

3

Неделя

Ниткография «Облака белокрылые лошадки»

Учить детей создавать изображение облаков и солнышки, полностью заполняя детали изображения нитками, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить

то или иное действие.

Картон, шерстяные нити белого и желтого цвета, клей, ножницы, кисточки, салфетки, шпашки.

 

4

Неделя

Вышивка «Цветочек »

Закрепить с детьми правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами. Упражнять детей в выполнении стежков швом «вперед иглой» следуя изгибам фигурного контура. Совершенствовать навыки детей работы на пяльцах. Развивать координацию и регуляцию мелких движений, усидчивость внимание. Прививать интерес  и любовь к рукоделию, к народной вышивке.

Ткань, пяльцы, игла с ниткой, наперсток, ножницы, игольница, образцы готовых работ.

                                                              Март

   1

неделя

    «Тюльпаны»

 

Продолжать учить детей нарезать мелкие ниточки и заполнять ими работу, хорошо промазывая клеем.

Нити желтого, красного, розового, зеленого  цвета, лист картона с изображением тюльтанов, клей ПВА, ножницы, клеенка, кисть, салфетка.

«Фенечки для мам»

Познакомить с техническими приемами макраме. Сформировать умения заплетать простую косичку.

Нитки мулине, наглядные пособия.

2

неделя

« Весеннее солнышко»

Итоговое

Сформировать умения по выполнению простого шва крестиком; формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ

Канва, нитка, иголка, игольница, наглядные пособия.

«Шарф для нашей куклы Маши»

Познакомить воспитанников  с историей вязания, основными материалами и инструментами.

развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию руками;

воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.

Инструменты и материалы: крючок, пряжа ализе пуффи

3

Неделя

«Веточка мимозы»

Итоговое

Напомнить детям, что скоро мамин праздник и необходимо изготовить подарки. Подарком будет веточка мимозы. Продолжать учить детей технике «ниткография». Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать любовь и уважение к мамам.

Листы картона сложенные пополам разных цветов, клей, шерстяные нити жёлтого и зелёного цвета, ножницы

4

Неделя

Выставка работ

 

Развивать индивидуальные способности детей в творческой деятельности, воспитывать художественно-эстетический вкус, способствовать взаимодействию детского сада и семьи

Готовые работы, выполненные детьми

   

В ходе реализации проекта были организованы мероприятия:

•        Познавательная игра-«С миру по нитке»

•        Тематическая беседа с презентацией «Рукодельницы нашей Родины»

•        Физминутка игра с ниткой  «Паутинка»

•        Выставка прикладного искусства «Шик, блеск, красота»

•         Экскурсия в МБОУ до «Центр детского творчества»,  магазин фурнитуры «ЗигЗаг»

•        Ярмарка – выставка игрушек-самоделок, итоговые работы детей по вышивке и вязанию.

•        ООД «Золотая иголочка», «Мимоза», «Фенечки для мамы», «Шарф для нашей куклы Маши»

Был организован конкурс: «Нет у нас бездельников- все мы Рукодельники»,

Важную роль в организации ручного труда воспитании играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу.

Для родителей оформлен стенд, включающий информацию о народных мастерах, консультативный материал по художественно- эстетическому развитию детей. В родительском уголке оформила папку-передвижку «От умения к мастерству», которая, несомненно, привлекла внимание родителей.

Интересными оказались и консультации для родителей «Ручной труд как средство реализации изобразительной деятельности дошкольников», «Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников» и другие.

Разработаны памятки на тему: «Творим вместе с малышом», «Правила безопасности в работе с иглой».

В целях определения основных направлений работы и разработки методических пособий по художественно –эстетической деятельности провела родительское собрание.

Для организации работы по художественно – эстетическому развитию детей большую роль играет организация развивающей среды. С учётом работы над проблемой я произвела корректировку развивающей среды в группе.

     Предметно-пространственная среда в группе, которая соответствует современным требованиям, создавалась совместно с родителями. А моя задача состоит в том, чтобы вовремя её изменить и обеспечить доступность.

     Считаю, что проект «Волшебная ниточка» поможет моим воспитанникам сконцентрироваться на конкретных вещах и создавать своими руками исключительно красивые, а главное, практичные вещи, которые далее можно использовать по назначению. Такое занятие можно с легкостью превратить в совместное и практиковать всей семьей.

Главный результат, на который хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком навыков рукоделия, научить пользоваться своими знаниями, воспитать деятельного человечка. Мои воспитанники гордятся, что участвуют в разных мероприятиях группы, ДОУ, города, испытывают радость от полученных результатов.

      Все свое мастерство, частичку себя я дарю детям. И кем бы они ни стали в будущем, они обязательно проявят все свои самые замечательные качества. Я искренне в это верю!    

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.04.2022

Дата обновления: 14.04.2022

Дата публикации: 30.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».